Герой рядом с нами

       Воспоминаниями о военных дорогах поделился кавалер орденов Боевого Красного Знамени, Красной Звезды и Отечественной войны первой степени Николай Павлович Стешов.

       Родился Николай Павлович Стешов в Саратовской области. В 1927 году его  родители переехали в г. Чебоксары вместе с четырехлетним Николаем. Он по праву считает себя коренным чебоксарцем: здесь ходил в детский сад, здесь детства пристрастился к  футболу-сначала  играл в юношеской команде «Динамо», а с 17 лет стал вратарем ее взрослого состава. Команда чебоксарского «Динамо», в чьих воротах стоял Николай Стешов, стала обладательницей первого кубка республики, затем такой же кубок выигрывала еще дважды, а голкипер шесть раз становился Чемпионом Чувашии.       Здесь в 1941 году окончил и десятилетку в школе №7.

    21 июня у нас был выпускной бал,- вспоминает Николай Павлович, на следующий день мы договорились продолжить  празднование за Волгой, но я вместе с классом поехать не смог. 22 июня было назначено первенство республики по футболу. Рано утром на полуторке мы отправились в Ядрин на матч, удачно отыграли первый тайм. А перерыве от болельщиков узнали, что началась война. Матч мы все же доиграли, победив  ядринцев. А через месяц вся наша футбольная команда уже была на фронте. Мне, как самому молодому (в начале войны стукнуло только 17 лет), повестка пришла в августе.

        Меня и еще пятерых чебоксарцев отправили в Севастопольское военно-морское училище. Но по непредвиденным обстоятельствам закончить военно- морское училище не удалось. В октябре я с новой повесткой отбыл в Вольскую авиационную школу.  Но и авиатором мне стать было не суждено. Под Сталинградом и Харьковом начались ожесточенные бои, недоученным курсантам присвоили звания сержантов и срочно перебросили на фронт. С летными знаками в петлицах попали   мы под Харьков, в 127-ю стрелковую дивизию. Я начал служить в  в дивизионной разведке. Месяца четыре ходили по тылам. За одну из операций меня представили к первой награде – медали «За отвагу». Вручить, правда, не успели: раненный в  грудь и голову, я полтора месяца провалялся в полевом госпитале. Затем вернулся в свою часть, в одном из боев меня снова ранило, уже в ногу, попал во фронтовой медсанбат. А там встретил своего динамовца Алексеева. Он был уже лейтенантом и командовал санитарным взводам.

         После медсанбата снова вернулся в строй, но уже в другую часть и не в разведку. Познакомили меня с известным по фильму «Чапаев» станковым пулеметом «Максим» и назначили помкомвзвода во вновь создаваемый отдельный пулеметный батальон. Почти месяц наш батальон с 27 пулеметами держал оборону в излучине Дона, чтобы не пропустить танковую дивизию Манштейна. Немцы прорвались южнее, мы оказались в окружении. В одном из боев от нашего взвода пулеметчиков (40 человек) осталось четверо, мы успели подбить  три танка. А потом начался кромешный ад. Над нашими окопами, сравнивая их с землей,  кружили фашистские танки. К приходу наших мы, все четверо, каким-то чудом остались живы, но раненные – израненные. Нас хотели отправить в госпиталь, но мы упросили оставить, пока не похоронят товарищей. Вырыли несколько могил, в каждую положили по 3-4 человека. Мы, кто лежа на носилках,  а кто  кое-как на ногах, простились с ними.

     Меня с раздробленной лопаткой посадили на поезд и повезли в тыловой госпиталь. На остановке в г. Канаше объявляют: ходячих могут забрать в госпиталь в Чебоксары, желающие есть? Я, как школьник,  поднял здоровую руку. На полуторке  нас доставили в  госпиталь, а он оказался в моей родной 7-ой школе. Когда я об этом сказал медсестричкам, койку для меня поставили в классе, где я учился. Не успел я на ней расположиться, как прибежали мои рыдающие родители. Обнимают, целуют и рассказывают, что вот только накануне получили письмо из нашей части. Собралась вся семья, а читать страшно. Отдали письмо младшей сестре. Она начала: «Дорогие родители,  ваш сын героически … »  После этих слов старшая сестра автоматически нажала на выключатель. Когда все немного успокоились и включили свет, письмо перешло к старшей, и та дочитала: совершил героический подвиг…

     В госпитале пролежал я три месяца. За это время работавшая у нас сестра того самого Алексеева, что я встретил в медсанбате, написала брату письмо: у нас лечится твой друг Стешов. Алексеев в ответ прислал известие, что я был представлен к званию Героя Советского Союза, но потом Героя заменили на орден Красной Звезды.  Получить награду мне довелось в Москве, из рук самого Михаила Ивановича Калинина. День Победы я встретил в Кенигсберге, правда, снова не в строю, а в госпитале».

     Николай Павлович активно принимает участие в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Его воспоминания о героических подвигах в сражениях советских простых солдат против фашистских захватчиков всегда вызывают  уважение к  старшему поколению, гордость за наших отцов и дедов.