«Встретилась с девочкой, которая во мне»: в Чебоксарах прошло очередное психологическое занятие

«Встретилась с девочкой, которая во мне»: в Чебоксарах прошло очередное психологическое занятие

27 мая в Чебоксарах женщины собрались на очередной психологический тренинг, который прошёл в столичном Комплексном центре соцобслуживания населения. Занятие прошло в онлайн и офлайн режимах.

На тренинге «Наследие моего детства. Какое оно? Внутренний ребёнок. Внутренний родитель. Внутренний взрослый», организованном отделением помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, попытались разобраться в том, почему мы такие разные и что определяет наше поведение.

«Различные жизненные ситуации требуют от нас разного поведения и разнообразных психологических реакций. Каждый день человек играет около десятка не похожих на предыдущие ролей, тем самым представляя себя на арене социума. Утром это может быть роль сына, дочери, мужа, жены, холостяка, затем роль собеседника в автобусе, покупателя в магазине, посетителя банка; далее план игры изменится, и вот человек уже с уверенностью решает проблемы небольшой фирмы или, наоборот, огромной корпорации.

Кажется, что управлять таким количеством сценариев адекватно просто невозможно, но на самом деле все акты и действия вышеперечисленных «спектаклей жизни» бессознательны и основаны на отработанных годами рефлексах», – как всегда доступно объяснила участницам психологического занятия психолог в социальной сфере отделения помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, учреждения Наталия Никитина.

Внимательно наблюдая за людьми в подобных бытовых ситуациях, психологи сделали вывод, что основа личности человека – не единая сущность, она разбивается на три составляющих: Ребёнок, Взрослый и Родитель. Эти три элемента, или эго-состояния, в идеале должны работать в симбиозе и «выходить в свет» поочерёдно в зависимости от ситуации.

В каждом из нас есть три основных состояния: Ребенок, Взрослый, Родитель. 
Ребенок – власть эмоций, развлечений, хулиганства,
Взрослый – рассудительность, трезвая оценка, здравый подход,
Родитель – опекающее поведение, экспертность, снисходительность.

Во Взрослом собираются все те черты, которые мы в повседневности называем логичными, рациональными, разумными. Несмотря на то, что Взрослый очень логичен и строг, он является самым неустойчивым и уязвимым эго-состоянием и часто как бы перекрывается другими элементами личности.

Эго-состояние Родитель формируется у человека на основе его личных наблюдений за своими матерью и отцом. В структурном анализе выделяют два состояния Родителя, а именно: Родитель-критикующий и Родитель-заботящийся. Несмотря на строгость, Родитель-критикующий также защищает Взрослого от плохого влияния посторонних: даёт отпор обидчикам, выражает своё личное мнение, отстаивает свою позицию. Заботящийся Родитель даёт нам уверенность в себе, позволяет жалеть самого себя и прислушиваться к своим чувствам. Каждому человеку просто необходимо воспитывать в себе адекватного Р-заботящегося, чтобы не допустить эмоционального выгорания и не загнать себя работой, учёбой и бытом.

Самой интересной (но также самой проблемной) частью личности является наш внутренний Ребёнок (или, как мы будем называть его дальше – Дитя). Это эго-состояние является эмоциональной основой, которая контролируется Взрослым и Родителем. Именно в части эго Дитя начинается творческая деятельность, появляются хобби, выстраивается незаурядность. Тем не менее, есть и опасные стороны – у этой части личности отсутствует логика и чувство страха, что может иногда приводить к плачевным ситуациям в случае, если внутренний Родитель не усмотрел за младшеньким. У Дитя огромный спектр эмоций: от душераздирающей печали до «щенячьего» восторга.

Состояние Дитя также делится на два подвида: Дитя-естественное и Дитя-адаптивное. В естественном Ребёнке зрелого человека заключаются импульсивность, эмоциональность, желание настаивать на своём даже в случае неправоты, а также стремление к удовольствию любыми способами. Адаптивное Дитя ведёт себя в угоду Родителю, то есть ведёт себя так, чтобы получить одобрение и похвалу старшего элемента личности, не выходит за рамки дозволенного.

В идеале именно Взрослый должен решать, когда «выпускать в свет» Дитя и Родителя.

Психолог Эрик Берн предлагает рассматривать личность психически здорового человека в виде схемы, состоящей из трёх окружностей, каждая из которых представляет собой сущность Дитя, Взрослого и Родителя. Три окружности находятся в равновесии, никаких перекрытий нет.

В случае, если одно из эго-состояний стремится к доминированию, происходит личностный дисбаланс. Например, когда Родитель перекрывает Взрослого, мы наблюдаем закрытого в себе человека, склонного к постоянному самоконтролю, жёстким принципам и строгости. Если же активным является Дитя, такого человека назовут бессовестным и гиперактивным, ведь для него напрочь отсутствуют правила, которые следует соблюдать каждому члену общества. Кроме того, у такой личности высок риск развития периодических неврозов и психозов.

В заключении тренинга провели техники на поддержку внутреннего ребёнка.

«Шла на сегодняшний тренинг про структурную составляющую человека без особых ожиданий. Тема оказалась очень интересной. Попробовала применить услышанное к своим ощущениям себя... Всё так и есть. Спасибо за медитацию про внутреннего ребёнка. Понравилась встреча с той девочкой, которая есть во мне», – отметила в конце занятия Оксана Смирнова.



27 мая 2022
16:07
Поделиться